ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Отсутствие подвижных поверхностей аэродинамических органов управления, сервомеханизмов для их поворота и шарниров для их навески существенно снижает вес конструкции, уменьшает радиолокационную заметность и аэродинамическое сопротивление, повышает надежность. Но это на первый взгляд. С весом и надежностью не все так однозначно, и целесообразность применения такой системы на самолете необходимо оценивать для каждого конкретного случая.

Экономя вес на конструкции, приводах и шарнирах, мы получаем его рост в виде веса трубопроводов, клапанов и сопел, дополнительного компрессора и его привода, потери энергии на этот привод (что выливается в лишние килограммы топлива на борту).

Да, для обеспечения работы системы управления на рассмотренных аппаратах применен отдельный компрессор с независимой силовой установкой. Первый аргумент — основной двигатель может отказать, а управление нужно обеспечить и при безмоторном полете. Второй — отбор воздуха от компрессора реактивного двигателя нестабилен и зависит от режима его работы. Было обнаружено, что на малых оборотах (характерных для захода на посадку) продуктивности реактивного двигателя недостаточно, чтобы получить воздух для эффективного управления.

Надежность тоже палка о двух концах: механических элементов, которые отказывают или заклинивают, нет, зато могут заклинить управляющие клапаны или засориться трубопроводы. Например, в свое время от закрылков с обдувом струей воздуха из щели на самолетах МиГ-21 и F-104 отказались из-за того, что трубопроводы и клапаны засорялись и создавали проблемы при техническом обслуживании.

С двумя другими преимуществами — аэроди-намическим сопротивлением и радиолокационной заметностью — все проще. Отклонение подвижной поверхности управления неизбежно тянет за собой рост аэродинамического сопротивления. Примером служит балансировочное сопротивление — сопротивление руля высоты, постоянно отклоненного на некий угол, для балансировки в горизонтальном по-
лете. Перемещение рулей и элеронов для маневрирования приводит к росту сопротивления и, следовательно, расхода топлива. Струя же. вызывая перераспределение давления на контуре профиля, хотя и изменяет несколько сопротивление, но в куда меньших пределах. В конечном итоге это выливается в экономию топлива. Геометрию самолета с технологией «стеле» тщательно рассчитывают, чтобы обеспечить минимальную отражающую поверхность с заданного ракурса наблюдения, а отклонение руля или элерона для маневра может существенно демаскировать самолет и дать засветку на радаре противника.