ПРОКАЧАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Для управления в продольном канале как в Demon, так и в Magma использован отклоняемый вектор тяги двигателя. Однако здесь нет никаких механических створок или механизма поворота сопла. Если выдув воздуха из щели может изменить подъемную силу, так почему бы с его помощью не изменить направление выхлопа реактивного двигателя? Тем более если на аппарате уже смонтированы компрессор, вспомогательная силовая установка для его привода, система трубопроводов — все связанные с ними издержки мы уже «оплатили», обеспечивая управление в поперечном и путевом канале. В БПЛА Magma выхлоп двигателя проходит над искривленной, отогнутой вниз хвостовой частью аппарата (тот же эффект Коанда, что и на Ан-72). Кривизна этой поверхности подобрана таким образом, чтобы струя с нее сошла под углом, который обеспечит балансировку самолета в горизонтальном полете. Для изменения вектора тяги (только в вертикальной плоскости) используется выдув воздуха из щели, находящейся за соплом перпендикулярно выхлопу. Это вызывает отрыв потока, отделение выхлопной струи от криволинейной поверхности за соплом, к которой она как бы прилипает в нормальном режиме.

Идея управлять обтеканием с помощью выдува воздуха более полувека занимает умы авиационных инженеров, периодически воплощаясь в прототипах. Например, в 1970-х годах в вертолете Sikorsky S-72 X-Wing только на каждой лопасти винта предусматривалась своя пара щелей. Однако до практического воплощения идеи было еще далеко. В отрасли широко используется так называемая шкала уровня технологической зрелости TRL (Technology Readiness Level). Уровень TRL 0 соответствует идее «на уголке салфетки», началу научных изысканий, a TRL 9 — окончанию летных испытаний и готовности к запуску в серийное производство. Целью программы FLAVIIR, в рамках которой разрабатывался Demon UAV, было прокачать технологии до уровня TRL U или 5. Для Magma UAV, построенного семь лет спустя, этот уровень ожидаемо еще выше. Технология управления летательным аппаратом без движущихся рулей и элеронов с помощью выдува струй воздуха — это реальность, с которой нужно считаться. Изменит ли она лицо авиапромышленности завтра или останется нишевой, для специального применения, покажет будущее.