РЕАКТИВНЫЕ ЗАКРЫЛКИ

Реализованная в беспилотных Demon и Magma концепция, получившая название Circulation Control Wing (управление циркуляцией на крыле), находится как раз на стыке этих подходов. Да, используются струи воздуха, выдуваемые через щель на задней кромке крыла или киля. Но задача этих струй — не образовать реактивную тягу, а повлиять на обтекание впереди расположенной поверхности, создав на ней аэродинамические силы и моменты.

Сама идея применять выдув воздуха через плоские щели для изменения обтекания аэродинамического профиля далеко не нова. Принцип «все новое — это хорошо забытое старое» справедлив и в этом случае: так называемая концепция реактивного закрылка активно обсуждалась с начала 1950-х годов. Однако тогда цели были иные — увеличить подъемную силу на крыле для сокращения длины пробега/ разбега и уменьшения скорости полета. Выдув был симметричен на левом и правом полукрыле, а со всякой асимметрией рекомендовалось бороться, чтобы самолет не перевернулся при заходе на посадку или наборе высоты. Сейчас все с точностью до наоборот: именно асимметрия стала целью. Необходимо получить разную подъемную силу, чтобы эта разность вызвала вращение самолета по крену.
А трибопласт не интересует вас?
Как, собственно, тонкая плоская пелена воздуха, выдуваемая из узкой щели на самой задней кромке крыла, может существенно изменить подъемную силу? В классическом реактивном закрылке задняя кромка закруглена можно рассматривать это как тонкий длинный цилиндр, прикрепленный к задней кромке), и воздух, выходя из щели, как бы прилипает к этому закруглению, уходя вниз согласно кривизне поверхности. Вспоминаем самолет Ан-72 и эффект Коанда — там закругленная поверхность закрылка за двигателями отклоняет их выхлоп вниз. В реактивном закрылке та же история, только в миниатюре. Но само по себе отклонение струи еще не объясняет происходящее полностью, дальнейшее перераспределение